Философия для понимания классического дрессажа
Источник www.artisticdressage.com. Перевод Слободчикова Елена. Перепечатка, копирование материала с сайта разрешена только по предварительному запросу.
Существую три основных категории по которым стоит определять взаимоотношения человека и лошади.Вот они:
Психологическая
Физическая
Историко-культурологическая
Психологическая категория
Эта категория по обыкновению игнорируется или отрицается спортсменами, но тем не менее, она так же важна как и физическая. Мы, как классические конники, должны изучать ум и язык лошади для того, чтобы больше понимать и общаться с каждым из этого большого видового семейства.
Очень важно построить индивидуальные взаимоотношения с каждой лошадью в работе. Такое взаимоотношение напоминает нам миниатюрные табунчик, где человек исполняет обязательства альфа, или ведущей лошади. В табуне между лошадьми существует определенная, совершенно четкая организация, которая предполагает прозрачные отношения между ее субъектами. Животные ниже по рангу обязаны подчиняться высоким по рангу, взамен же те обязаны защищать и заботиться о подчиненных собратьях. Это стоит запомнить, так как при таких взаимоотношениях каждое животное четко знает свои права и обязанности. В нашем случае лошадь четко знает, что нужно выполнять любые просьбы, с другой стороны лошадь должна быть абсолютно уверена, что мы не попросим от нее выполнения чего-либо трудного, чего-то невозможного. Лошадь должна быть уверена в собственной безопасности, пока она находится рядом с нами. Естественно, выстраивание таких взаимоотношений требует времени, особенно с лошадьми, которые уже перестали верить в человека, или боятся возможных последствий с его стороны, но каков в итоге результат!!!
Мы понимаем тренинг лошади как определенное креативное партнерство, в рамках которого у лошади есть некоторая свобода, ограниченная ее местом в табуне. Лошади будут постоянно предлагать какое-либо движение или смещение, в основном из-за непонимания, либо как уклонение – траверс, контргалоп, пиаффе, пассаж, даже движения над землей. Если такое предложение со стороны лошади демонстрирует хорошее качество, то мы притворяемся, что этого и хотели, и используем полученный результат. Когда отработка предложенного закончилась, мы возвращаемся к тому, что мы просили в самом начале, либо к приоритетному гимнастическому упражнению на данный период времени. Если же предложение лошади не соответствует схеме занятий, либо оно так бедно, что мы не можем дать этому закрепиться – мы мягко возвращаем лошадь к тому, что она пыталась сделать до этого.
В целях тренинга лошади по исполнению элемента, всаднику достаточно просто поймать правильное движение и отполировать то, что предложила лошадь. Перед тем как придет то самое время, однако, сообразительный всадник не будет наказывать лошадь за преждевременное выполнение движения, которое он хотел сделать в ближайшее время или в недалеком будущем. Хороший всадник обдумает обстоятельства, сопутствующие в тот момент предложению лошади сделать элемент или движение, для того, чтобы впоследствии использовать его.
Когда мы исправляем лошадь во время тренинга после ошибок предыдущего всадника, стоит задуматься о том, как чувствует себя конь – а чувствует он себя запуганным и смущенным от нечеткости и противоречивости целей и команд предыдущего всадника. В такой ситуации стоит обращаться не к физическим аспектам элемента, а к сознанию лошади, к ее психологии. Как показывает опыт работы, когда лошадь не понимает или правильно не выполняет элемент, нужно понизить требования до отметки, которая гораздо ниже реальных способностей лошади. Зачастую отвращение к требованию, нежелание выполнять элемент или движение выражается поднятием задней ноги со стороны «просящей» ноги всадника. Лошади так же пробуют целый набор по увиливанию от упражнения, в том числе несут и резко останавливаются, разворачиваются, осаживают. Если всадник терпеливо дожидается исполнения элемента, ограничивая коня в других подобных «предложениях», то лошадь вскоре поймет, что с одной стороны нет возможности отвертеться от предложенного элемента, а с другой, что то, что ее попросили сделать совсем не похоже на просьбы предыдущего всадника и так, по факту осознав это один раз, лошадь становится более расположена и готова выполнять просьбы всадника.
Креативная свобода, которую можно предложить лошадям, делает их заинтересованными в участии в таком рабочем процессе. Они становятся более работоспособны, горды за свои достижения, что, несомненно, отражается на общем развитии и прогрессе уроков.
Наш подход говорит о большей чувствительности, такте, знаниях, опыте, открытости человека лошади с желанием раскрыть лучшие ее способности, с побуждением лошади выражать собственную индивидуальность и желание двигаться и упражняться в позитивной, безопасной, продуктивной и обычно более артистичной манере. Однако, сам результат оказывается вне ожиданий, и поэтому так важно чтоюы психологический аспект занимал центральное место во всей схеме обучения лошади.
Физическая категория
Насколько понимается этот аспект в классической выездке, само понимание дрессажа- это систематичное, гимнастическое, стабильно увеличивающееся в объемах и качестве воспитание лошади, которое побуждает лошадь двигаться с той же свободой и гордостью под весом всадника, что и на свободе, когда лошадь на выпасе играет и несет сама себя. Тренинг – это и физическая терапия для лошади. Он усиливает и поддерживает мускулатуру так, чтобы мускулатура защищала сухожилия и суставы. Со временем, все суставы лошади развивают способность выдерживать нагрузки от все более сложных упражнений. Если говорить о другом аспекте, один из положительных результатов грамотного тренинга – это способность лошади сохранять живость и силу до самого глубокого возраста.
Процесс тренинга сконцентрирован на принципах пирамиды, которая озвучена в Указаниях Для Веховой Немецкой Армии, датированной 1912 годом (Heeresdienstvorschrift 1912, often referred to as "HDV 12"). Такие принципы включают в себя:
· Ритм (Такт) и Темп
· Расслабленность и подчиненность (Losgelassenheit),
· Гибкость (Biegsamkeit),
· Понятливость (Durchlдssigkeit),
· Контакт с поводом (Anlehnung),
· Баланс (Gleichgewicht)/Легкость / Лошадь несет сама себя (Selbsthaltung),
· Импульс (Schwung),
· Сила (Geraderichten),
· Сбор (Versammlung).
Существует много комплексных взаимозависимостей между такими принципами, но основные перечислены выше.
Мы переоцениваем тренинг лошади на ежедневной основе и, если необходимо, должны вырабатывать оптимальную программу такого тренинга, подстраиваясь под каждую лошадь. Чтобы не забить мышцы лошади, мы даем ей выходной после каждого второго-третьего дня. Это обязательно. В эти дни лошадь должна прогуливаться в леваде, так как на свободе она проводит дни гуляя и выпасаясь. Это дает удивительные результаты по ментальному балансу лошади и общему благосостоянию, наравне с физическим аспектом. Эта схема помогает предотвратить одеревенелость мышц, молочную кислоту и предотвращает скорое появление артрита у лошадей, которые предрасположены к этому заболеванию.
Именно лошадь определяет скорость прогресса обучения, на протяжении всех достижений лошади, будь то спорт или просто гармоничное развитие ума и тела. Список принципов, перечисленных выше, дает возможность улучшить качество натуральных движений лошади под всадником, выездковые элементы – это зачастую просто инструмент для выполнения этой цели, цели шлифовки естественного баланса коня. Элементы дрессажа не являются самоцелью. Каждое движение имеет определенный гимнастический эффект на баланс, аллюры лошади и выбирая элементы для исполнения мы должны ориентироваться на конкретные нужды и способности коня. Учение элементов просто так будет просто механическим обучением трюкам, что является антитезисом классического дрессажа.
Основная цель дрессажа – это получить спокойную, расслабленную лошадь, которая будет оставться таковой под влиянием всех обстоятельств, развивать физические и ментальные способности коня до полного их потенциала, содержать лошадь здоровой и веселой. Всадник должен научиться ездить с правильной, т.е. глубокой, сбалансированной, независимой посадкой в любое время.
Field Marshal Holbein von Holbeinsberg добавил следующие объяснения в трактат "Directiven" для Испанской Школы Верховой Езды, который он написал совместно с Oberbereiter Johann Meixner в 1898.
«Согласно методическому тренингу в обучении всадника и лошади, состоящего из последовательности уроков и повторов, существуют строгие обязанности всадников, обучающихся в этом заведении. Каждый из них должен отдавать себе отчет, в какой стадии идет тренинг лошади, каких целей он хочет достичь, так же как и план последовательности отработки движений по достижению этих целей. Спрошенный об этом, ученик должен ответить максимально четко и ясно несколькими словами. Говоря проще, всадник должен не просто быть способен ездить верхом, но еще и мыслить, так как только мыслящий всадник может достигнуть цели с одной конкретной лошадью за короткий промежуток времени».
Историко-культурная категория
От культурной и исторической перспективы искусство классического дрессажа унаследовало европейский тип взаимоотношений человека и лошади, в частности географически этот тип пришел с Иберийского полуострова (Испания и Португалия), Италия, Франция, Германия и Австро-Венгерская монархия, все передавалось до нас веками путем устной традиции от мастера к студенту, а так же в письменной традиции, начиная с греческого генерала Ксенофона (4 век до н.э.), и заканчивая Португальским королем Дом Дуарте Первым (14 век), после периода отрицания сейчас обучение продолжает преследовать свои каноны по сей день. Книги, написанные согласно традиции, следуют чистой линии развития до появления Франсуа Боше на сцене околоконного мира. С тех пор как Боше выдвинул себя как оппозицию традиционной старинной школе мастерства, он мог считаться не-классиком. Однако, с тех пор как его исследования повлияли на суть верховой езды, его признали каноном.
Итак, когда его побудили принять всю грацию и привлекательность,
которую он напускал на себя, будучи на свободе,
результатом стал конь, который любит быть под верхом,
что представляет собой восхитительное зрелище, которое настолько необычно,
что на него смотрят все, кто оказался в этот момент рядом.
- Xenophon