Сбалансированная посадка
Томас Риттер, www.artisticdressage.com
Перевод Елена Слободчикова
«Поза всадника не только определяет, насколько комфортно ему сидеть на лошади, но и влияние положения рук и ног на баланс самой лошади»
Теодор Хайнз Deutsche Reitkunstschule, 1889
Посадка четко перпендикулярно горизонтали спины лошади и посередине несомненно всегда будет корректна. Но слово «корректно» иногда вызывает разногласия в своем понимании. Многие трактуют его как привязку к конкретной позе всадника. Если же обратиться к классике, «корректность» в посадке прежде всего не означает позу, но означает функциональность, которая позволяет всаднику эффективно воздействовать на лошадь, так как посадка заключает в себе качества баланса, выпрямленности и гибкости. Внешний вид посадки следует из ее функциональности, т.к. требования баланса и прямости диктуют, где должны находиться руки, ноги, бедра, плечи в каждый конкретный отрезок времени.
Существует определенная свобода для предписаний правильности посадки, которая формируется в основном за счет баланса лошади, ее ровности, способности к сгибанию, ее конституции. Таких предписаний может быть много, но тем не менее, если они все соблюдены – постороннему наблюдателю не видна работа всадника на лошади.
Неподвижность хорошей посадки – оптическая иллюзия. Она создается рядом движений под ровной поверхностью. Каждая связка в теле всадника участвует в поглощении движения коня. Результатом является видимая неподвижность. Напротив, если всадник старается изо всех сил сесть в седло, напрягает мускулы, его будет все сильнее вытряхивать. Если одна связка не двигается как положено, соседние связки будут автоматически двигаться чрезмерно за нее, чтобы компенсировать работу той самой связки. Результатом зачастую становятся пинки ногами, махание руками, кивание головой, либо, что особенно хуже всего – подпрыгивание седалища.
Классическая посадка – это одна вертикальная линия от ушей, плеч, бедер – до пяток. Такая линия образует «нейтральную» позицию, к которой немедленно возвращается всадник после всех отклонений, которые необходимо совершить для коррекции движения лошади. Такая позиция является наименее вредоносна, даже для молодой лошади, так как всадник на коне сбалансирован. Постоянное отклонение от нейтрали – это либо цель, смысл которой – позволить лошади восстановить свой собственный баланс, либо способ езды, разрушающий баланс и ровность коня.
«Нейтральность» - это концепт, на который я акцентирую внимание в своих уроках. Всадник должен полностью контролировать таз, руки, ноги так, чтобы он мог манипулировать ими в различных направлениях. Проваленная спина, к примеру, позволяет всаднику лишь отклоняться назад, не вперед, что порождает скованность, результатом которой является невозможность подстроиться под движение коня. То же относится к неправильному положению рук и других частей тела при посадке.
Базовые требования к посадке (сбалансированность, ровность, гибкость) легко соблюсти. Но как их почувствовать?
Первой грубой ошибкой у новичка становится неправильное восприятие собственной посадки в седле. В этом случае его можно сравнить с измерительным прибором. Чем более восприимчив станет новичок, тем лучше измерительный прибор. Однако чтобы применить на практике высокотехнологичный инструмент, он должен быть правильно выверен, откалиброван, иначе показания будут бесполезны, и нам понадобится определенный теоретический багаж знаний, чтобы проанализировать и интерпретировать показания верно.
Например, бывает, когда новичок чувствует себя сидящим прямо и ровно, но на самом деле он заваливается вперед, зажимается в талии, и сидит больше на одной седалищной кости, чем равномерно на обеих. Когда тренер делает поправки к посадке, новичок садится в нейтральную позицию, и ему может казаться с непривычки, что на всех трех аллюрах он заваливается в сторону, либо его сейчас выбьет из седла. Такая стадия в обучении – самая дезориентированная, все мы через это проходим. Это так же одна из самых жестких стадий, т.к. только выпрямленный и сидящий ровно на всех основных аллюрах всадник сможет определить выпрямлена/согнута ли лошадь, сбалансирована или нет, а еще без возможности определять такие вещи всадник никогда не почувствует прогресса со своими лошадьми. Мы должны объективно оценивать реальную ровность посадки.
Занятия на корде как можно лучше подходят для того, чтобы начать процесс переориентации, в течение которого новичок учится чувствовать, где в трех плоскостях тела находится та самая нейтральная позиция. Хорошо, если тренер работает на корде с новичком, так как он может видеть детали посадки и в то же время видеть, как посадка воздействует на лошадь. Даже хорошие всадники должны возвращаться к урокам на корде время от времени, чтобы продолжать совершенствовать свое ощущение ровности и баланса. Даже в регулярных уроках верховой езды тренер начинает коррекцию с самого начала – с баланса всадника – прослеживая воздействие на коня, потому как в большинстве случаев лошадь начинает выравниваться и собираться одновременно с результатами и успехами ее всадника.
Улучшение посадки невозможно без стороннего наблюдателя. Это не обязательно должен быть особо одаренный всадник, профессионал, но это должен быть тот, кто видит изменения в посадке. Сначала всаднику следует показать корректную позу во всех трех плоскостях. Следующий шаг – научиться прислушиваться к отдаче лошади. Лошадь обязательно даст обратную связь, как только всадник обретет равновесие. Новичок должен учиться доверять лошади. Если она смягчается, расслабляется, посадка не может быть слишком далека от идеала, неважно как бы некомфортно сиделось всаднику. Если посадка отклоняется от центра, а лошадь расслаблена, возможны два варианта: 1. Лошади необходима такая посадка в силу своей искривленности, и баланс будет обретен только отклонением всадника от центра. 2. Субъективное видение собственной посадки, не совпадающее с реальностью.
Требование к подвижности и гибкости является наиболее сложным для всех всадников. Мало кто из нас обладает дефектными мышцами. Большинство просто напросто закрепощено в определенных частях тела, преимущественно в бедрах, где находятся сгибающие, приводящие мышцы, подкожные сухожилия, грушевидные мышцы и они не разработаны для того, чтобы следовать движениям коня. В то же время мышцы пресса, косые мышцы, мышцы спины так же слабы. Поддержка их в тонусе и растяжка соответствующих мускулов иногда может производиться вне лошадиной спины. На лошади же всадник старается укреплять посадку, напрягая и расслабляя мышцы, таким образом, такой пульс позволяет накачать и укрепить их. Если мышцы постоянно держатся в напряжении, это закрепощает, забивает их. Неплохим упражнением так же может быть указание новичку преувеличить на разминке закручивания корпуса, отклонения назад и чрезмерный подъем седалища. Это следует делать в течение нескольких секунд, а затем нога сама ляжет в правильное положение, когда новичок расслабится. Такое упражнение следует делать на спокойно стоящей лошади, позже повторять его на корде на трех аллюрах. Оно прекрасно лечит посадку.
Одна из целей классического дрессажа – восстановить природную красоту движений коня под всадником, так чтобы лошадь двигалась так же прекрасно под седлом, как и на свободе. Для этого спина коня должна сохраниться неповрежденной – т.е. быть способной к амортизации путем подъема и опускания под всадником и без него. Если всадник сидит неподвижно, его вес способен разрушить природную красоту движений лошади. Для сохранения ее в целости и сохранности всадник должен помогать спине коня напряжением собственных брюшных мышц, которые двигают седалище вперед-назад, однако же, без чрезмерного заваливания вперед. Так же помогает перенос веса на внутренние мышцы бедер и внутреннюю часть колена.
В заключение хочется отметить, что всадник должен разграничить разные группы мышц друг от друга. Он должен учиться применять и активизировать только те из них, которые нужны для специфики упражнения. Всадник должен быть способен, к примеру, напрячь мышцы талии и одновременно расслабить мышцы бедер. Руки должны функционировать независимо от ног и седалища, но и в то же время должна быть связь между ними. Все мышцы должны быть инструментами, играющими разные партии в огромном оркестре, но тем не менее создающие мелодию.