Баланс |
|
Баланс ©2010 All Rights Reserved «Те, кто следует тропою Зен … должны развивать в себе деликатное ощущение баланса: чувствовать малейшие подвижки в правильную сторону – именно они совершают каждый из Ваших шагов по тропе. Некоторые из нас развивают это глубокое чувство баланса ощущением сильного центра. Самураи называют его chudan – дословно, умеренность.» Баланс является одним из интереснейших аспектов езды, поскольку соотносится с разными уровнями. Некоторые люди, услышав слово «баланс» подразумевают понятие центр тяжести, которое относится к вспомогательным понятиям, помогающим осознать основы. Но это лишь только один аспект понятия. Существуют и другие аспекты, в рамках которого определяется само понятие баланса. Это баланс между сгибающими и разгибающими мышцами, к примеру. Существует баланс между твердостью и гибкостью, сбором и растянутостью, импульсом и расслабленностью, вертикальным и горизонтальным сгибаниями, ездой на вольту и по прямой линии, строгостью и мягкостью, требовательностью и спокойствием, слишком рано - слишком поздно и т.д. Если посмотреть более детально, мы увидим, что понятие баланса в широком смысле охватывает все сферы взаимоотношений человека и лошади. У баланса, несомненно есть физическая основа. Также психологическая. Обе плотно соотносятся друг с другом. Если лошадь психологически не сбалансирована, она не расслабится настолько, чтобы почувствовать и найти баланс физический. Психологический дисбаланс может вызвать беспокойство и эмоциональный стресс. Те же принципы относятся и к всаднику. Напряжение, страх, злость, огорчение – вот эмоции, которые мешают ощущению баланса в седле. А с другой стороны, ощущение несбалансированности в седле может вывести ситуацию из-под контроля, что порождает беспокойство и стресс для всадника. Лошадь – это зеркало всадника. И она будет психологически и физически уравновешена только если таков будет ее всадник. Чарльз де Кунффи(Этика и пыл выездки, издание Half Halt Press, Middletown, MD, 1993, 42) пишет о необходимости баланса тела, разума и души для достижения гармонии: "Древние греки верили, что тело, разум и душа – это три составляющих личности человека. Эти три аспекта для всадника должны всегда быть в идеальном соотношении, балансе. Культивирование одного и невнимание к другим порождает дисгармонию и диссонанс. Однако, в правильном соотношении они дают гармонию партнерства с конем, что несомненно выражается в красоте пары." Эту мысль развивает еще одна. С тех пор как езда верхом является физическим упражнением как для всадника так и для лошади, всадник должен быть всегда в хорошей форме: без излишков веса, с приличным запасом внутренних сил, мышечным тонусом и гибкостью, ловкостью. Опять же нельзя при этом ожидать что наша лошадь будет в лучшей форме, чем мы. У верховой езды есть сильный академический аспект. Человек, всерьез увлекающийся верховой ездой, должен постигать теоретические и технические основы взаимоотношений с лошадью, наравне с историей и культурой мастерства езды. Тренировка лошадей, их выездка, является долговременным упражнением аналитических способностей всадника. Мы должны наблюдать, анализировать, оценивать и делать выводы. Другими словами, мы должны упражнять наш ум и все время думать. Физическое и умственное мастерство должно быть выдержанным, оно должно поддерживаться духовной зрелостью. Это все нужно только для того, чтобы не испортить и не загубить талант лошади и ее желание сотрудничать. В искусстве рукопашного боя баланс относится к понятию "chudan" – умеренность. Это выражается в соотношении все тех же трех уровней: тела, ума, духа. Филипп Т. Судо (Zen Guitar, 1998, 138с.) формулирует это следующим образом: "Чтобы осознать chudan следует воспитать в себе понятие баланса – физического, морального и духовного. С помощью chudan, наш дух будет свободен для движений вперед, назад, влево, вправо, вниз или вверх. Это постоянное соотношение. ... "Никогда не терять центр означает никогда не терять баланс. Поддержка баланса важна на всех уровнях соотношений ... "Единственный путь обрести chudan – это путь опыта и практики. Иногда это означает переход за черту перед тем, как мы узнаем, где она находилась на самом деле, но это все является уже рисками исследования. ... "Некоторые с ощущением chudan знают, что разница между балансом и несоразмерностью может быть неуловима… следует осознать меру такой неуловимости – вот Путь.." Быть уравновешенным означает для всадника сливаться с лошадью в одно целое, придавать законченность свободным аллюрам лошади, подавать импульс ей, чтобы казалось, что все движения четко и хорошо проработаны и идут изнутри. Несбалансированный всадник, напротив, застревает сверху лошади и пытается воздействовать на лошадь извне, что естественно менее эффективно и требует затраты колоссальных физических усилий. Старые мастера говорят о том, что необученные лошади несут весь свой вес на передних ногах, при этом задние совсем не работают, и одной из важнейших целей является перенос части веса на задние ноги, чтобы уравновесить коня на все четыре ноги. Так обучают в Campaign School, тогда как в Haute Ecole обучение строится на переносе всего веса коня на задние ноги. Современные последователи физиологического направления могу оспорить такое обучение коня, так как лошадь – это не неподвижный объект, но движение целого тела с разной последовательностью опускания ног на землю – в зависимости от трех основных аллюров и это, конечно, делает осознание баланса более сложным. К счастью, как всадники, мы не решаем за лошадь проблему несения себя вперед… традиционный подход описывает лишь тонкости ощущения всадника на спине у лошади. На несбалансированной лошади всадник ощущает себя как на неровной покатой поверхности. Круп ощущается выше, лошадь кажется большой за вами и маленькой перед вами. Несбалансированная лошадь всегда идет в ложном контакте с поводом – либо слишком натянуто, либо уходя за повод, либо слишком скручивая голову вслед за железом во рту. Ощущение всадника – как будто он сидит на плечах у лошади, то есть центр тяжести смещен вперед, к лопаткам лошади. Спине такой лошади приходится трудновато, она провалена. На сбалансированной лошади всадник сидит как на ровной поверхности. Круп слегка опущен, спина эластично выгнута, холка приподнята, а шея представляет собой ровную арку. Ощущение – как будто сидишь сверху на задних ногах. Вся лошадь перед Вами, тогда как позади седла не остается ничего. Центр тяжести смещен назад. Вся разница между сбалансированной и несбалансированной лошадью заключена в продольном балансе. Многие люди считают таковым сгибание головы, однако голова – это самое последнее в продольных сгибаниях, которые призваны сбалансировать лошадь. В самом начале подводятся и сгибаются задние ноги. Многие всадники отмечают важность плюсны в подведении зада, однако независимо от того, что часть задней ноги от скакательного сустава и ниже видна, она не является определяющей, так как вокруг нее нет группы мышц. Настоящие двигатели в задних конечностях – это бедра и скакательные суставы и выше, окруженные группами мышц. Без участия скакательных и бедренных мышц движение лошади приведет к разрушению плюсны и бабок. Бедро и скакательный сустав могут гнуться и выдерживать нагрузку от длительного движения, особенно если задние ноги подведены и при движении выносятся вперед, под корпус. Такое постановление под всадником позволяет подгибать таз и приподнять спину. По всем канонам, лошадь теперь несет больше веса на задних ногах, круп занижен, мускулы под седлом растягиваются вперед и назад. Также видно прямое растягивание впереди седла. С поднятием холки и сгибанием крупа всадник чувствует себя сидящим на макушке мяча. Сбалансированная лошадь использует все мышцы своего тела. Все сухожилия и связки работают на сгибание настолько, насколько созданы это делать. Несбалансированная лошадь пользуется не всем телом, позволяя некоторым сухожилиям и связкам не участвовать в сгибании. В дополнении к продольному балансу есть еще латеральный, или поперечный баланс. Выражается он в распределении веса между боковыми парами ног. Его можно понять через распределение веса между задней левой и задней правой ногами. Если одна из ног несет большую нагрузку, лошадь неуравновешенна латерально. Если лошадь склонна выносить одно плечо больше другого – это другой симптом латерального дисбаланса. Латеральный баланс – синоним выпрямленности. Поперечный и продольный балансы взаимосвязаны. Если лошадь не уравновешенна в одной плоскости, она не уравновешенна и в другой. Если лошадь не достигла поперечного баланса, она никогда не достигнет продольного, и для работы над продольным балансом иногда бывает достаточно поработать над выпрямлением лошади, чтобы не было смещения на ту или другую сторону. Как только вы этого добьетесь – продольный баланс будет тут как тут. В традиционных рамках сбалансированная лошадь несет одинаковое количество веса на передних и задних ногах, а также уравновешена направо и налево. Добиваться продольного баланса следует продольными же сгибаниями, поперечного же (или латерального) – латеральными.
|
|